Современные технологии в руках врачей-виртуозов позволяют решать сверхсложные нейрохирургические проблемы так, словно это рядовая лор-операция по выравниванию носовой перегородки.
Именно такой историей пациента поделился лидер отоларингологического отделения клиники VIRTUS Дмитрий Пилипюк, большую часть своей профессиональной жизни посвятивший лечению самых сложных заболеваний ЛОР-органов и прилежащих к ним участков. Например, через нос он может прооперировать мозговую грыжу — менингоэнцефалоцеле.
На фотографии вы видите МРТ-снимок головы пациента Дмитрия Николаевича, который обратился в VIRTUS с жалобами на проблемы с дыханием. Но диагностика показала новообразование. Это так называемая мозговая грыжа, которая образуется за счет провисания оболонок головного мозга, а в некоторых случаях и самих тканей мозга.
Как правило, такие проблемы проявляют себя проблемами с носовым дыханием, но чаще дают о себе знать в виде ликвореи — вытеканием жидкости из головного мозга в нос. И это проблема, ведь все, что находится в черепной коробке должно быть герметично защищено от окружающей среды.
Мало того, что ликворея создает серьезный дискомфорт — постоянно что-то капает из носа, но появляются предпосылки для развития менингита. Поэтому такие отверстия следует закрывать. До эры эндоскопии для этого проводилась трепанация черепа, потом надо было спуститься вниз, поднять лобные доли, а уже после провести необходимую манипуляцию. Это было не очень практично и не очень удобно.
Концепция современной операции состоит в том, чтобы деликатно через носовую полость подойти к отверстию и буквально заправить ткани мозга, после чего произвести пластику дефекта, для чего используются собственные ткани пациента. Все происходит под контролем эндоскопа, что гарантирует деликатные и точные движения хирурга. Среди преимуществ для пациента — минимальная травма и отсутствие снаружи любых следов операции.
Результатом операции стало прекращение ликвореи и закрытие дефекта. Также Дмитрий Пилипюк предупредил увеличение грыжи. В течение трех недель после такой манипуляции остается отек, ощущение, как при насморке. Требуется небольшой уход за послеоперационной раной. Дренаж для альтернативного сброса ликвора не нужен. Через два дня нахождения в стационаре пациент пошел домой.